Положение о кафедрах
I Общие положения
1.1. Кафедра
является основным учебно-научным подразделением образовательного
учреждения высшего профессионального образования (высшего учебного заведения),
осуществляющим проведение учебной, методической, воспитательной и научной
работы.
Она входит в
состав ВУЗа (или одного из факультетов ВУЗа).
1.2. Кафедра
организуется при наличии не менее пяти научно-педагогических (педагогических)
сотрудников нескольких, тесно связанных между собой, отраслей знания
(родственных дисциплин), по решению Ученого совета ВУЗа и на основании приказа
ректора ВУЗа. Структуру кафедры и ее штат утверждает ректор ВУЗа.
1.3. Кафедра
в рамках ВУЗа имеет закреплённое за ней имущество, помещения и оборудование,
но не является юридическим лицом.
1.4. В своей деятельности кафедра руководствуется
Законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами
Министерства образования и науки Российской Федерации, приказами и
распоряжениями ректора ВУЗа, проректоров по направлениям деятельности (декана
факультета), настоящим Положением.
1.5. Аттестацию
и аккредитацию кафедра проходит в составе ВУЗа один раз в пять лет.
1.6. Кафедра
реорганизуется, переименовывается, ликвидируется решением Ученого
совета ВУЗа по приказу ректора в соответствии с Уставом ВУЗа и действующим
законодательством.
II Организация деятельности кафедры
2.1. Общее
руководство кафедрой осуществляет заведующий,
полномочия которого регулируются данным Положением и Должностной инструкцией.
Заведующий
кафедрой подчиняется ректору ВУЗа, проректорам по направлениям деятельности,
(декану факультета, в рамках которого создана кафедра).
Заведующий кафедрой несет ответственность перед ректором
и Ученым советом ВУЗа за результаты деятельности кафедры. Положение о
заведующем кафедрой представлено в Приложении 1.
2.2. Назначение
лиц на должности профессорско-преподавательского состава кафедры осуществляется
приказом ректора. В своей деятельности они руководствуются Должностными
инструкциями, Трудовыми договорами, индивидуальными планами работы, Правилами
внутреннего распорядка, Расписанием учебных занятий и экзаменов, Графиком
учебного процесса.
2.3. Кафедра
имеет свое делопроизводство, учебную и методическую документацию, составляет Отчеты
в соответствии с действующим законодательством об образовании и локальными
актами ВУЗа. Номенклатура дел кафедры представлена в Приложении 2.
2.4. Основными
целями деятельности кафедры, определяющими ее назначение и место в структуре
ВУЗа, являются:
·
подготовка высококвалифицированных специалистов
с глубокими теоретическими знаниями и необходимыми практическими умениями и
навыками;
·
создание условий для удовлетворения потребностей
обучаемых (студентов) в повышении уровня профессиональных и культурных знаний;
·
повышение качества методического обеспечения
учебного процесса;
·
повышение квалификации персонала кафедры;
·
организация и проведение
научно-исследовательских работ по заказам предприятий, организаций и
учреждений;
·
пропаганда научных, технических и культурных
знаний среди населения.
2.5. Для
достижения поставленных целей деятельности кафедра решает следующие задачи:
а) по обеспечению качества учебного
процесса:
·
планирование, проектирование, организация,
проведение и контроль всех видов учебных занятий;
·
текущий и итоговый контроль усвоения студентами
учебного материала;
·
разработка и корректировка учебных программ и тематических
материалов по дисциплинам кафедры;
·
организация консультаций преподавателей по
дисциплинам кафедры;
·
организация и контроль внеаудиторной работы
студентов;
·
контроль работы кабинетов, учебных лабораторий,
мастерских.
б) В
единстве с учебным процессом, на основе системного подхода к решению учебных задач,
организуется и проводится воспитательная работа среди студентов.
Задачами воспитательной работы являются:
·
формирование дисциплинарной ответственности
студентов;
·
развитие у студентов умений действовать
творчески и самостоятельно;
·
развитие у студентов инициативности,
перспективного мышления;
·
развитие общей культуры, нравственности,
приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры;
·
воспитание достоинства и уважения к человеку, к
природе и законам общества;
·
воспитание патриотических чувств.
в)
Одной из основных задач деятельности кафедры является научная работа, которая проводится в следующих формах и видах научных
исследований:
·
выполнение фундаментальных и прикладных
исследований;
·
экспериментальная проверка теоретических выводов
и положений в лабораторных условиях;
·
обобщение результатов исследований и выработка
рекомендаций;
·
участие в разработке учебных программ;
·
подготовка к защите диссертаций;
·
разработка учебных пособий, учебников, статей,
докладов, рецензий и заключений, отзывов;
·
подготовка, проведение и обобщение результатов научных
конференций, семинаров, совещаний, дискуссий;
·
исследование вопросов методики преподавания
дисциплин;
·
обсуждение результатов научных исследований
сотрудников кафедры;
·
организация и функционирование СНО.
Научная
работа кафедры организуется и проводится в соответствии с годовым планом,
согласованным с ректором, деканом факультета и утвержденным проректором по
научной работе.
г) Составной
частью учебно-воспитательного процесса является методическая работа кафедры.
Основные формы
и виды методической работы:
·
учебно-методические и научно-практические
конференции, семинары;
·
заседания кафедры;
·
методические занятия: инструкторско-методические,
показательные, открытые, мастер-класс, а также пробные лекции, доклады,
сообщения по вопросам методики обучения;
·
разработка и совершенствование
учебно-методических материалов, материально-технического обеспечения учебного
процесса;
·
проведение педагогических экспериментов и их
внедрение в учебный процесс;
·
проведение контроля учебных занятий;
·
пропаганда передового педагогического опыта,
обобщение работы.
Основными задачами методической работы
кафедры являются:
·
совершенствование методики и технологии обучения
с целью повышения эффективности и качества проведения всех видов учебных
занятий;
·
повышение педагогического мастерства
профессорско-преподавательского состава;
·
совершенствование организации и обеспечения
учебно-воспитательного процесса.
д) Задачами кафедры по повышению квалификации
сотрудников является повышение квалификации профессорско-преподавательского
состава, которое осуществляется:
·
в процессе всех видов учебной, методической и
научной деятельности, в процессе самостоятельной работы;
·
в докторантуре, в аспирантуре, на курсах
повышения квалификации, стажировках, школах передового опыта;
·
участие в конференциях, симпозиумах, семинарах различного
уровня.
2.6.
Обеспечение задач кафедры осуществляется с использованием учебно-материальной базы. Учебно-материальная база (УМБ) – это
комплекс материальных и технических средств обеспечения учебного процесса.
Основными элементами УМБ являются:
- учебно-лабораторная
база (вычислительная техника, технические средства обучения, наглядные
пособия);
- аудитории,
кабинеты и их оборудование;
- база для
выполнения научных исследований;
- учебники и
пособия.
2.7. Вопросы
по всем направлениям деятельности и поставленным задачам рассматриваются на
заседаниях коллектива кафедры. Заседание коллектива кафедры назначается и
проводится ее заведующим, как правило, не реже одного раза в месяц. Решения
принимаются простым большинством голосов при наличии не менее 2/3 состава
кафедры. Каждое заседание кафедры оформляется протоколом, который подписывается
заведующим кафедрой и секретарем заседания. Решения заседания кафедры
обязательны для всех членов кафедры. Исполнение решений заседаний кафедры
контролирует заведующий кафедрой.
На заседании коллектива кафедры:
-
обсуждаются планы деятельности;
-
подводятся итоги деятельности за прошедший период;
-
рассматриваются отчеты о деятельности сотрудников;
-
происходит обмен опытом методической, учебной и научной
деятельности;
-
заслушиваются научные доклады и сообщения;
-
информируется коллектив о последних решениях
руководства института (факультета);
-
рассматривается успеваемость обучающихся и состояние
работы у аспирантов и докторантов;
-
вырабатываются рекомендации по повышению качества
учебного процесса и расширению связей
кафедры;
-
объявляется учебная нагрузка преподавателей на
очередной учебный год.
На
заседания кафедры могут приглашаться студенты, старосты групп, сотрудники
других подразделений ВУЗа, работники организаций, чье мнение необходимо для
выработки правильного решений.
В
конце учебного года заведующий кафедрой готовит Отчет о результатах
деятельности по всем направлениям.
2.8. Основными
функциями кафедры являются:
·
проведение лекций, лабораторных, практических,
семинарских и других видов занятий на высоком научном и методическом уровне;
·
руководство учебно-производственной работой и
практикой, курсовым и дипломным проектированием;
·
организация самостоятельной работы студентов;
·
проведение курсовых экзаменов и зачетов, участие
в организации государственных экзаменов;
·
организация воспитательной работы среди
студентов;
·
разработка и представление на утверждение
учебно-методических и календарных планов, рабочих программ по дисциплинам;
·
подготовка учебных пособий, методических
рекомендации и других учебно-методических материалов;
·
проведение научно-исследовательских работ в
соответствии с планом работы кафедры, внедрение результатов работ в практику,
выработка рекомендаций для их опубликования;
·
организация и руководство
научно-исследовательской работой студентов;
·
рассмотрение индивидуальных планов учебной,
научной и методической работы членов кафедры;
·
изучение, систематизация и распространение
передового опыта в области образования;
·
внедрение в образовательный процесс
прогрессивных педагогических технологий и достижений;
·
оказание помощи начинающим преподавателям в
овладении педагогическим мастерством;
·
рассмотрение диссертаций, представляемых к
защите сотрудниками кафедры или другими соискателями по поручению ректора.
2.9. Выпускающие
кафедры выполняют дополнительные функции:
·
формирование образовательно-профессиональных
программ по направлениям и специальностям подготовки;
·
разработка учебных планов по специальностям
подготовки;
·
разработка требований к уровню подготовки
выпускников, разработка методического обеспечения по созданию и использованию
оценочных средств для итоговой аттестации выпускников;
·
руководство выпускными квалификационными
работами;
·
организация и проведение производственной
практики студентов;
·
проведение контрольных испытаний студентов,
включая предварительные защиты выпускных работ и оценку знаний при переходе
студента на другие образовательные программы;
·
рецензирование выпускных квалификационных работ
студентов со смежных кафедр.
2.10. Кафедра
взаимодействует и регулирует свои отношения с учебными и структурными подразделениями
ВУЗа в соответствии со структурой ВУЗа, исходящими организационно-распорядительными
и нормативными документами руководства ВУЗа, Уставом ВУЗа.
III Ответственность
сотрудников кафедры
3.1. Сотрудники
кафедры несут в установленном Законодательством РФ порядке ответственность за:
- невыполнение возложенных на руководителей и
преподавателей кафедры должностных обязанностей;
- реализацию не в полном объеме профессиональных образовательных
программ в соответствии с Учебным планом и Графиком учебного процесса;
- подготовку студентов с уровнем знаний, не
соответствующим требованиям Государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования и Квалификационных требований к
выпускнику;
- несоблюдение во время учебного процесса правил
безопасности по сохранению жизни и здоровья обучающихся и сотрудников
кафедры;
- нарушение прав и свобод, достоинства личности
обучающихся и сотрудников кафедры;
- нарушение требований по обеспечению сохранности и
функционирования переданного кафедре технического оборудования для
обеспечения учебного процесса и научной деятельности на правах
оперативного использования;
- иные действия, предусмотренные Законодательством РФ.
3.2. Кафедра
принимает к исполнению:
·
все приказы и распоряжения по ВУЗу (факультету),
в части касающейся ее деятельности;
·
все решения Учёного совета ВУЗа.
IV Показатели
оценки деятельности кафедры
4.1. Основными показателями
деятельности кафедры являются:
-
численность обучающихся студентов по имеющимся формам
обучения;
-
специальности, по которым осуществляется выпуск
студентов;
-
численность аспирантов, докторантов и соискателей;
-
суммарная часовая нагрузка преподавателей кафедры;
-
численность преподавателей;
-
численность преподавателей работающих на полную ставку;
-
численность преподавателей по возрасту (до 30 лет, с
31-59 лет, более 60 лет);
-
численность докторов наук среди преподавателей;
-
число кандидатов наук среди преподавателей;
-
число защищённых диссертаций (аспирантов, соискателей,
докторантов);
-
лаборатории, имеющиеся при кафедре;
-
количество компьютеров в помещениях, закрепленных за
кафедрой;
-
учебная нагрузка на учебный год;
-
основные учебные курсы, закрепленные за кафедрой;
-
наиболее значимые опубликованные учебники и монографии
кафедры (наименование, автор, издательство, год опубликования, объем в п.л.,
стр.);
-
основные опубликованные работы (наименования, авторы,
издательство, год издания, объем в п.л., стр.):
§
монографии;
§
учебники;
§
учебные пособия;
-
рукописи учебников и монографий, планируемых к
публикации;
-
основные мероприятия, проведенные кафедрой, участие в
мероприятиях, организованных другими кафедрами ВУЗа (конференции, встречи с
выпускниками, юбилейные мероприятия и т.п.);
-
участие кафедры в мероприятиях, проводимых вне
института;
-
основные научные, учебные достижения кафедры в текущем
году;
-
награды, полученные преподавателями, сотрудниками
кафедры, студентами;
-
основные партнеры кафедры (образовательные учреждения,
предприятия, администрация районов и др.);
-
объем выполненных научных исследований.
4.2. Показателями
оценки эффективности деятельности кафедры являются:
-
соотношение преподавательского состава и контингента
студентов;
-
распределение преподавательского состава по возрастным
группам студентов;
-
соотношение видов занятий, согласно учебному плану;
-
численность аспирантов, докторантов;
-
часовая нагрузка на одного преподавателя;
Важным
критерием качества работы выпускающей кафедры являются результаты итоговой выпускной
аттестации. Рекомендации ВАК по совершенствованию подготовки выпускников
обсуждаются ежегодно на кафедре, принимаются к реализации в учебном процессе.
V Права и обязанности сотрудников кафедры
5.1. Кафедра
пользуется всеми правами основного структурного подразделения,
сформулированными в Уставе ВУЗа, в том числе:
В
трудовых отношениях имеет право:
-
распределять должностные обязанности между сотрудниками
кафедры;
-
проводить аттестацию сотрудников кафедры в соответствии
с Положением об аттестации;
-
эффективно использовать помещения, закрепленные за
кафедрой.
5.2.
Сотрудники
кафедры имеют право:
а) в трудовых отношениях:
-
на оборудованное рабочее место, соответствующее
условиям, предусмотренным Государственными стандартами по организации и
безопасности труда;
-
на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей
квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
-
на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности
рабочего времени, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих
праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
-
на профессиональную переподготовку в порядке,
установленном Трудовым кодексом РФ, нормативно-правовыми актами Министерства
образования и науки;
-
на защиту своих трудовых прав, свобод и законных
интересов всеми, не запрещенными законом, способами;
-
на обязательное социальное страхование в случаях,
предусмотренных Федеральными законами;
-
на материально-техническое и организационное обеспечение своей профессиональной и научной
деятельности;
-
на участие в обсуждении и решении важнейших вопросов
учебной, научной, творческой и производственной деятельности ВУЗа и его
структурных подразделений;
-
на бесплатное использование, в соответствии с
установленным Уставом ВУЗа порядком, информационных фондов, услуг учебных и
научных подразделений ВУЗа;
-
на выбор методов и средств обучения, наиболее
отвечающих их индивидуальным особенностям и обеспечивающих высокое качество
учебного процесса.
б) в педагогических отношениях:
-
на организацию и совершенствование методического
обеспечения образовательного процесса;
-
на разработку и утверждение образовательных программ и
учебных планов;
-
на разработку и утверждение рабочих программ учебных
курсов и дисциплин;
-
на разработку и утверждение годовых календарных учебных
графиков;
-
на самостоятельное осуществление образовательного
процесса в соответствии с Уставом ВУЗа, Лицензией и Свидетельством о государственной
аккредитации;
-
на осуществление текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с Уставом ВУЗа и
действующего законодательства;
-
на содействие в деятельности методических объединений;
-
на издание учебной, методической и научной литературы
по профилю кафедры;
-
на проведение научных и методических конференций,
семинаров и пр.;
-
на участие представителей кафедры в конференциях и
совещаниях для обмена опытом, по согласованию с ректоратом.
в) в имущественных отношениях:
-
на материально-техническое обеспечение и оснащение
образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с
установленными нормативами и требованиями;
-
на разработку и принятие Положений о кафедре и ее
структурных подразделений.
5.2. Сотрудники
кафедры обязаны:
-
добросовестно выполнять свои должностные обязанности;
-
качественно осуществлять учебную, методическую и
научную деятельность;
-
осуществлять подготовку учебных, методических и научных
материалов;
-
устанавливать связи с предприятиями, учреждениями и
организациями (по необходимости);
-
способствовать набору абитуриентов;
-
способствовать трудоустройству выпускников;
-
соблюдать Правила внутреннего распорядка деятельности ВУЗа,
трудовую дисциплину;
-
обеспечивать сохранность закрепленных за ней
оборудования, помещений, литературы, методических и учебных материалов;
-
выполнять установленные нормы труда;
-
соблюдать требования по охране труда и обеспечению
безопасности сотрудников и обучаемых (студентов) в ходе учебно-воспитательного
процесса;
-
бережно относиться к имуществу работодателя и других сотрудников
кафедры.
Приложение
№1
Приложение
№2