Положение о кафедрах

I Общие положения

 

1.1. Кафедра является основным учебно-научным подразделением образовательного учреждения высшего профессионального образования (высшего учебного заведения), осуществляющим проведение учебной, методической, воспитательной и научной работы.

Она входит в состав ВУЗа (или одного из факультетов ВУЗа).

1.2. Кафедра организуется при наличии не менее пяти научно-педагогических (педагогических) сотрудников нескольких, тесно связанных между собой, отраслей знания (родственных дисциплин), по решению Ученого совета ВУЗа и на основании приказа ректора ВУЗа. Структуру кафедры и ее штат утверждает ректор ВУЗа.

1.3. Кафедра в рамках ВУЗа имеет закреплённое за ней имущество, помещения и оборудование, но не является юридическим лицом.

 1.4. В своей деятельности кафедра руководствуется Законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, приказами и распоряжениями ректора ВУЗа, проректоров по направлениям деятельности (декана факультета), настоящим Положением. 

1.5. Аттестацию и аккредитацию кафедра проходит в составе ВУЗа один раз в пять лет.

1.6. Кафедра реорганизуется, переименовывается, ликвидируется решением Ученого совета ВУЗа по приказу ректора в соответствии с Уставом ВУЗа и действующим законодательством.

 

II Организация деятельности кафедры

 

2.1. Общее руководство кафедрой осуществляет заведующий, полномочия которого регулируются данным Положением и Должностной инструкцией.

Заведующий кафедрой подчиняется ректору ВУЗа, проректорам по направлениям деятельности, (декану факультета, в рамках которого создана кафедра).

Заведующий кафедрой несет ответственность перед ректором и Ученым советом ВУЗа за результаты деятельности кафедры. Положение о заведующем кафедрой представлено в Приложении 1.

2.2. Назначение лиц на должности профессорско-преподавательского состава кафедры осуществляется приказом ректора. В своей деятельности они руководствуются Должностными инструкциями, Трудовыми договорами, индивидуальными планами работы, Правилами внутреннего распорядка, Расписанием учебных занятий и экзаменов, Графиком учебного процесса.

2.3. Кафедра имеет свое делопроизводство, учебную и методическую документацию, составляет Отчеты в соответствии с действующим законодательством об образовании и локальными актами ВУЗа. Номенклатура дел кафедры представлена в Приложении 2.

2.4. Основными целями деятельности кафедры, определяющими ее назначение и место в структуре ВУЗа, являются:

·       подготовка высококвалифицированных специалистов с глубокими теоретическими знаниями и необходимыми практическими умениями и навыками;

·       создание условий для удовлетворения потребностей обучаемых (студентов) в повышении уровня профессиональных и культурных знаний;

·       повышение качества методического обеспечения учебного процесса;

·       повышение квалификации персонала кафедры;

·       организация и проведение научно-исследовательских работ по заказам предприятий, организаций и учреждений;

·       пропаганда научных, технических и культурных знаний среди населения.

 

 

2.5. Для достижения поставленных целей деятельности кафедра решает следующие задачи:

а) по обеспечению качества учебного процесса:

·        планирование, проектирование, организация, проведение и контроль всех видов учебных занятий;

·        текущий и итоговый контроль усвоения студентами учебного материала;

·        разработка и корректировка учебных программ и тематических материалов по дисциплинам кафедры;

·        организация консультаций преподавателей по дисциплинам кафедры;

·        организация и контроль внеаудиторной работы студентов;

·        контроль работы кабинетов, учебных лабораторий, мастерских.

б) В единстве с учебным процессом, на основе системного подхода к решению учебных задач, организуется и проводится воспитательная работа среди студентов.

Задачами воспитательной работы являются:

·        формирование дисциплинарной ответственности студентов;

·        развитие у студентов умений действовать творчески и самостоятельно;

·        развитие у студентов инициативности, перспективного мышления;

·        развитие общей культуры, нравственности, приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры;

·        воспитание достоинства и уважения к человеку, к природе и законам общества;

·        воспитание патриотических чувств.

в) Одной из основных задач деятельности кафедры является научная работа, которая проводится в следующих формах и видах научных исследований:

·        выполнение фундаментальных и прикладных исследований;

·        экспериментальная проверка теоретических выводов и положений в лабораторных условиях;

·        обобщение результатов исследований и выработка рекомендаций;

·        участие в разработке учебных программ;

·        подготовка к защите диссертаций;

·        разработка учебных пособий, учебников, статей, докладов, рецензий и заключений, отзывов;

·        подготовка, проведение и обобщение результатов научных конференций, семинаров, совещаний, дискуссий;

·        исследование вопросов методики преподавания дисциплин;

·        обсуждение результатов научных исследований сотрудников кафедры;

·        организация и функционирование СНО.

Научная работа кафедры организуется и проводится в соответствии с годовым планом, согласованным с ректором, деканом факультета и утвержденным проректором по научной работе.

г) Составной частью учебно-воспитательного процесса является методическая работа кафедры.

Основные формы и виды методической работы:

·        учебно-методические и научно-практические конференции, семинары;

·        заседания кафедры;

·        методические занятия: инструкторско-методические, показательные, открытые, мастер-класс, а также пробные лекции, доклады, сообщения по вопросам методики обучения;

·        разработка и совершенствование учебно-методических материалов, материально-технического обеспечения учебного процесса;

·        проведение педагогических экспериментов и их внедрение в учебный процесс;

·        проведение контроля учебных занятий;

·        пропаганда передового педагогического опыта, обобщение работы.

 

Основными задачами методической работы кафедры являются:

·        совершенствование методики и технологии обучения с целью повышения эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий;

·        повышение педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава;

·        совершенствование организации и обеспечения учебно-воспитательного процесса.

д) Задачами кафедры по повышению квалификации сотрудников является повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, которое осуществляется:

·        в процессе всех видов учебной, методической и научной деятельности, в процессе самостоятельной работы;

·        в докторантуре, в аспирантуре, на курсах повышения квалификации, стажировках, школах передового опыта;

·        участие в конференциях, симпозиумах, семинарах различного уровня.

2.6. Обеспечение задач кафедры осуществляется с использованием учебно-материальной базы. Учебно-материальная база (УМБ) – это комплекс материальных и технических средств обеспечения учебного процесса. Основными элементами УМБ являются:

- учебно-лабораторная база (вычислительная техника, технические средства обучения, наглядные пособия);

- аудитории, кабинеты и их оборудование;

- база для выполнения научных исследований;

- учебники и пособия.

2.7. Вопросы по всем направлениям деятельности и поставленным задачам рассматриваются на заседаниях коллектива кафедры. Заседание коллектива кафедры назначается и проводится ее заведующим, как правило, не реже одного раза в месяц. Решения принимаются простым большинством голосов при наличии не менее 2/3 состава кафедры. Каждое заседание кафедры оформляется протоколом, который подписывается заведующим кафедрой и секретарем заседания. Решения заседания кафедры обязательны для всех членов кафедры. Исполнение решений заседаний кафедры контролирует заведующий кафедрой.

            На заседании коллектива кафедры:

-         обсуждаются планы деятельности;

-         подводятся итоги деятельности за прошедший период;

-         рассматриваются отчеты о деятельности сотрудников;

-         происходит обмен опытом методической, учебной и научной деятельности;

-         заслушиваются научные доклады и сообщения;

-         информируется коллектив о последних решениях руководства института (факультета);

-         рассматривается успеваемость обучающихся и состояние работы у аспирантов и докторантов;

-         вырабатываются рекомендации по повышению качества учебного процесса и расширению связей                  кафедры;

-         объявляется учебная нагрузка преподавателей на очередной учебный год.

На заседания кафедры могут приглашаться студенты, старосты групп, сотрудники других подразделений ВУЗа, работники организаций, чье мнение необходимо для выработки правильного решений.

В конце учебного года заведующий кафедрой готовит Отчет о результатах деятельности по всем направлениям.

2.8. Основными функциями кафедры являются:

·       проведение лекций, лабораторных, практических, семинарских и других видов занятий на высоком научном и методическом уровне;

·       руководство учебно-производственной работой и практикой, курсовым и дипломным проектированием;

·       организация самостоятельной работы студентов;

·       проведение курсовых экзаменов и зачетов, участие в организации государственных экзаменов;

·       организация воспитательной работы среди студентов;

·       разработка и представление на утверждение учебно-методических и календарных планов, рабочих программ по дисциплинам;

·       подготовка учебных пособий, методических рекомендации и других учебно-методических материалов;

·       проведение научно-исследовательских работ в соответствии с планом работы кафедры, внедрение результатов работ в практику, выработка рекомендаций для их опубликования;

·       организация и руководство научно-исследовательской работой студентов;

·       рассмотрение индивидуальных планов учебной, научной и методической работы членов кафедры;

·       изучение, систематизация и распространение передового опыта в области образования;

·       внедрение в образовательный процесс прогрессивных педагогических технологий и достижений;

·       оказание помощи начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством;

·       рассмотрение диссертаций, представляемых к защите сотрудниками кафедры или другими соискателями по поручению ректора.

2.9. Выпускающие кафедры выполняют дополнительные функции:

·        формирование образовательно-профессиональных программ по направлениям и специальностям подготовки;

·        разработка учебных планов по специальностям подготовки;

·        разработка требований к уровню подготовки выпускников, разработка методического обеспечения по созданию и использованию оценочных средств для итоговой аттестации выпускников;

·        руководство выпускными квалификационными работами;

·        организация и проведение производственной практики студентов;

·        проведение контрольных испытаний студентов, включая предварительные защиты выпускных работ и оценку знаний при переходе студента на другие образовательные программы;

·        рецензирование выпускных квалификационных работ студентов со смежных кафедр.

2.10. Кафедра взаимодействует и регулирует свои отношения с учебными и структурными подразделениями ВУЗа в соответствии со структурой ВУЗа, исходящими организационно-распорядительными и нормативными документами руководства ВУЗа, Уставом ВУЗа.

 

III Ответственность сотрудников кафедры

 

3.1. Сотрудники кафедры несут в установленном Законодательством РФ порядке ответственность за:

3.2. Кафедра принимает к исполнению:

·        все приказы и распоряжения по ВУЗу (факультету), в части касающейся ее деятельности;

·        все решения Учёного совета ВУЗа.

 

IV Показатели оценки деятельности кафедры

 

            4.1. Основными показателями деятельности кафедры являются:

-         численность обучающихся студентов по имеющимся формам обучения;

-         специальности, по которым осуществляется выпуск студентов;

-         численность аспирантов, докторантов и соискателей;

-         суммарная часовая нагрузка преподавателей кафедры;

-         численность преподавателей;

-         численность преподавателей работающих на полную ставку;

-         численность преподавателей по возрасту (до 30 лет, с 31-59 лет, более 60 лет);

-         численность докторов наук среди преподавателей;

-         число кандидатов наук среди преподавателей;

-         число защищённых диссертаций (аспирантов, соискателей, докторантов);

-         лаборатории, имеющиеся при кафедре;

-         количество компьютеров в помещениях, закрепленных за кафедрой;

-         учебная нагрузка на учебный год;

-         основные учебные курсы, закрепленные за кафедрой;

-         наиболее значимые опубликованные учебники и монографии кафедры (наименование, автор, издательство, год опубликования, объем в п.л., стр.);

-         основные опубликованные работы (наименования, авторы, издательство, год издания, объем в п.л., стр.):

§         монографии;

§         учебники;

§         учебные пособия;

-         рукописи учебников и монографий, планируемых к публикации;

-         основные мероприятия, проведенные кафедрой, участие в мероприятиях, организованных другими кафедрами ВУЗа (конференции, встречи с выпускниками, юбилейные мероприятия и т.п.);

-         участие кафедры в мероприятиях, проводимых вне института;

-         основные научные, учебные достижения кафедры в текущем году;

-         награды, полученные преподавателями, сотрудниками кафедры, студентами;

-         основные партнеры кафедры (образовательные учреждения, предприятия, администрация районов и др.);

-         объем выполненных научных исследований.

4.2. Показателями оценки эффективности деятельности кафедры являются:

-         соотношение преподавательского состава и контингента студентов;

-         распределение преподавательского состава по возрастным группам студентов;

-         соотношение видов занятий, согласно учебному плану;

-         численность аспирантов, докторантов;

-         часовая нагрузка на одного преподавателя;

Важным критерием качества работы выпускающей кафедры являются результаты итоговой выпускной аттестации. Рекомендации ВАК по совершенствованию подготовки выпускников обсуждаются ежегодно на кафедре, принимаются к реализации в учебном процессе.

V Права и обязанности сотрудников кафедры

 

5.1. Кафедра пользуется всеми правами основного структурного подразделения, сформулированными в Уставе ВУЗа, в том числе:

В трудовых отношениях имеет право:

-         распределять должностные обязанности между сотрудниками кафедры;

-         проводить аттестацию сотрудников кафедры в соответствии с Положением об аттестации;

-         эффективно использовать помещения, закрепленные за кафедрой.

            5.2. Сотрудники кафедры имеют право:

а) в трудовых отношениях:

-         на оборудованное рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным Государственными стандартами по организации и безопасности труда;

-         на своевременную и в полном объеме выплату  заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

-         на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

-         на профессиональную переподготовку в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки;

-         на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми, не запрещенными законом, способами;

-         на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных Федеральными законами;

-         на материально-техническое и организационное  обеспечение своей профессиональной и научной деятельности;

-         на участие в обсуждении и решении важнейших вопросов учебной, научной, творческой и производственной деятельности ВУЗа и его структурных подразделений;

-         на бесплатное использование, в соответствии с установленным Уставом ВУЗа порядком, информационных фондов, услуг учебных и научных подразделений ВУЗа;

-         на выбор методов и средств обучения, наиболее отвечающих их индивидуальным особенностям и обеспечивающих высокое качество учебного процесса.

б) в педагогических отношениях:

-         на организацию и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;

-         на разработку и утверждение образовательных программ и учебных планов;

-         на разработку и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;

-         на разработку и утверждение годовых календарных учебных графиков;

-         на самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с Уставом ВУЗа, Лицензией и Свидетельством о государственной аккредитации;

-         на осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с Уставом ВУЗа и действующего законодательства;

-         на содействие в деятельности методических объединений;

-         на издание учебной, методической и научной литературы по профилю кафедры;

-         на проведение научных и методических конференций, семинаров и пр.;

-         на участие представителей кафедры в конференциях и совещаниях для обмена опытом, по согласованию с ректоратом.

            в) в имущественных отношениях:

-         на материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с установленными нормативами и требованиями;

-         на разработку и принятие Положений о кафедре и ее структурных подразделений.

5.2. Сотрудники кафедры обязаны:

-         добросовестно выполнять свои должностные обязанности;

-         качественно осуществлять учебную, методическую и научную деятельность;

-         осуществлять подготовку учебных, методических и научных материалов;

-         устанавливать связи с предприятиями, учреждениями и организациями (по необходимости);

-         способствовать набору абитуриентов;

-         способствовать трудоустройству выпускников;

-         соблюдать Правила внутреннего распорядка деятельности ВУЗа, трудовую дисциплину;

-         обеспечивать сохранность закрепленных за ней оборудования, помещений, литературы, методических и учебных материалов;

-         выполнять установленные нормы труда;

-         соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности сотрудников и обучаемых (студентов) в ходе учебно-воспитательного процесса;

-         бережно относиться к имуществу работодателя и других сотрудников кафедры.

 

 

Приложение №1

   Положение о заведующем кафедрой

Приложение №2

   Комплект нормативно-правовой документации кафедры

Возврат на предыдущую страницу
Хостинг от uCoz